Форум о магии и непознанном – твой шаг в Зазеркалье!
04 Декабрь 2016, 03:53:24 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

Твой шаг в Зазеркалье!

всё самое интересное и необычное на Форуме магии и непознанного

добавить на Яндекс
Новости: Форум о магии и непознанном
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Отправить эту тему  |  Печать  
Автор Тема: Истории наследия или чтение прошлого.  (Прочитано 3674 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Guenhwyvar
Модератор
Шаман
*****

Карма: +879/-0
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1651



« : 17 Февраль 2012, 12:15:02 »

Совершенно прекрасный сайт по археологии был мной обнаружен во время очередного блуждания по сети. Большая часть имеющейся на сайте информации так или иначе касается скандинавов. Естественно, я пройти мимо не смогла Улыбка

Все оригинальные тексты и материалы © Archaeology in Europe.
Переводы © Guenhwyvar
Записан

Осторожно! Всё, что путаете в показаниях, будет использовано против вас!
Guenhwyvar
Модератор
Шаман
*****

Карма: +879/-0
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1651



« Ответ #1: 17 Февраль 2012, 12:19:59 »

Временной график железного века для Скандинавии

До 400 года нашей эры все три страны находились в римском железном веке. Потом начались изменения.

Норвегия: Поздний железный век – Период миграции 400-570/600, период Меровингов 570/600 - 800 и период викингов 800 - 1050.
Швеция: Поздний железный век (400 - 1050 н.э.) - Период миграции 400 - 550, Вендельский период 550 - 750 и период викингов 750 - 1050.
Дания: германский Железный век (400 – 750/800 н.э.) – «Ранний германский железный век» или Период миграции 400 – 550, «Более поздний германский Железный век» 550 - 750 и период викингов 750/800 - 1050.

Примечания пер.:

Римский железный век — исторический период, выделенный шведским археологом О. Монтелиусом для части земель Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов, не охваченной посткельтскими культурами эпохи римского владычества. Название периода связано с тем, что именно в это время Римская империя стала оказывать влияние на германские племена Северной Европы. Предшествующий период, доримский железный век, являлся логическим развитием скандинавского бронзового века.

Мерови́нги (фр. Mérovingiens, нем. Merowinger или Merovinger) — первая династия франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII века на территории современных Франции и Бельгии. Они происходили из салических франков, которые в V веке обосновались в Камбре (Хлодион Длинноволосый) и в Турне (Хильдерик I). Современники также называли Меровингов «длинноволосыми королями» (лат. reges criniti). С языческих времен и до своего падения Меровинги носили длинные волосы, считавшиеся обязательным атрибутом монарха. Франки верили, что Меровинги обладают сакрально-магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев, и выражавшейся в т. н. «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа. Такая причёска отделяла его от подданных, которые носили короткие стрижки, популярные в римскую эпоху, считавшиеся признаком низкого положения слуги или раба. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением для представителя династии Меровингов, на практике оно означало потерю прав на обладание властью.

Вендельский период в истории Швеции (550—793) — завершающий период германского железного века (или, в целом, эпохи великого переселения народов). К VI в. н. э. миграции и потрясения в Центральной Европе пошли на спад, и появились два центра власти: королевство Меровингов и славянские княжества в Восточной Европе и на Балканах. Третьим центром власти стала христианская церковь, влияние которой неуклонно расширялось. В Скандинавии всё ещё сохранялась традиционная патриархальная структура германского общества. Центром религиозной и политической жизни была, вероятно, Старая Уппсала в Уппланде (центрально-восточная часть Швеции), где находились священная роща и Королевские курганы. Поддерживались активные контакты с Центральной Европой. Скандинавы продолжали экспортировать мех и рабов. Взамен они приобретали предметы искусства и новые технологии, такие, как стремя.

Германский железный век, ГЖВ, по классификации О. Монтелиуса — период в развитии Северной Европы (400—800 гг. н. э.), когда в результате упадка Западной Римской империи германские племена оказались вовлечены в процесс Великого переселения народов. ГЖВ является продолжением римского железного века и знаменуется возникновением большого числа германских королевств. На территории Скандинавии за германским железным веком следует эпоха викингов. Делится на ранний и поздний периоды. На территории Швеции поздний германский железный век (550—800) известен как Вендельский период, а в Норвегии — как эпоха Меровингов. В последние десятилетия Римской империи в Скандинавию хлынул поток золота. Поэтому для германского железного века характерно большое количество и разнообразие золотых изделий. Золото использовалось для инкрустации ножен и для брактеатов. Однако после исчезновения Западной Римской империи золото вновь стало редким, и скандинавы стали изготавливать ювелирные предметы из позолоченной бронзы, с украшениями в характерном для Скандинавии стиле в виде переплетённых животных. Анатомически довольно реалистичные изображения животных, характерные для раннего ГЖВ, в позднем ГЖВ развиваются в довольно замысловатые формы с переплетёнными конечностями; этот стиль продолжается и в эпоху викингов.

Эпоха викингов — принятое в государствах Северной Европы обозначение раннего Средневековья, особенно периода с VIII по XI века, когда местные жители — викинги — совершали набеги на сопредельные государства. Следует за германским железным веком (в Швеции — за Вендельским периодом.)
Записан

Осторожно! Всё, что путаете в показаниях, будет использовано против вас!
Guenhwyvar
Модератор
Шаман
*****

Карма: +879/-0
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1651



« Ответ #2: 17 Февраль 2012, 12:22:06 »

Карта распространения языков.

Примечания пер.:

Норвежские диалекты

Диалекты норвежского языка делятся на две большие группы:
Восточно-норвежские диалекты (østnorsk) - Telemark, Vestfold/Østfold, Akershus, Buskerud, Oppland/, к которым относится группа диалектов Trøndelag (trøndsk) - Møre og Romsdal, Sør-Trøndelag, Nord-Trøndelag.
Западно-норвежские диалекты (vestnorsk) - Aust-Agder, Vest-Agder, Rogaland, Sogn og Fjordane, Møre og Romsdal , к которым принято относить и северо-норвежские (nordnorsk) - Nordland, Troms, Finnmark.

Gutnish (Гутниш) – это язык, на котором с издревле говорят в Готланде. Он располагается на ветви восточных скандинавских языков рядом с датским и шведским, хотя часто больше напоминает некоторые западные скандинавские языки: исландский или некоторые норвежские диалекты.

Происхождение
Происходит Гутниш из Старого Гутниша – древнего обособленного языка, соседствующего со Старым Норвежским, Старым Датским, Старым исландским и Старым Шведским. Некое неправильное понимание заключается в том, что Гутниш считаю просто шведским диалектом, но поскольку он развивался напрямую из Старого Гутниша, то такое понимание является некорректным. К сожалению, на протяжении всех лет имелся недостаток в ярких представителях этого языка, поэтому и язык, и его происхождение часто неверно истолковывают.

Система письменности
Ранее Гутниш имел свою собственную систему письменности и использовался в письменной форме во времена средневековья вплоть до 17 столетия, когда датский и более поздний шведский языки стали доминирующими. Но даже после того, как Гутниш перестал использоваться в качестве письменного языка, на нём продолжали говорить в течение последующих 400 лет. Тот факт, что язык смог выжить, может быть воспринят чем-то вроде чуда, но это же и служит доказательством, что язык был наделён большой силой и имел важное значение в гутнийской жизни и культуре. С 18-ого столетия и дальше от случая к случаю появлялись письма на Гутнише, но официальным языком стал являться шведский.

Готский язык (готск., Gutarazda) — язык готов. Относится к восточной группе германских языков.
Известен в основном по письменным памятникам IV—VI веков, важнейшим из которых является перевод Библии, приписываемый вестготскому епископу Ульфиле — предполагаемому создателю готского алфавита. Начиная с VI века готский язык начал постепенно выходить из употребления, вытесняемый романскими языками в Италии и Испании и греческим - в Крыму. Окончательно исчез, вероятно, к началу IX в.

Крымско-готский язык
Последние эпиграфические данные о существовании в Крыму готской общины относятся к 9 веку н.э. По свидетельству минорита Вильгельма де Рубрука, следовавшего в 1253г. из Константинополя к татарам, он видел на южном побережье Крыма замки, в которых «было много готов, язык которых германский (teutonicum)» .
В 16в. веке фламандцем О. Бусбеком был создан словарь из примерно 70 слов так называемого «крымско-готского языка», на котором, по его сведениям, говорили потомки готов Крыма. Слова были записаны Бусбеком во время беседы с «носителями языка» в Стамбуле. «Крымско-готская» лексика словаря Бусбека практически не отличается от готского языка времен Вульфилы, несмотря на иноязычное окружение и прошедшие столетия.
Записан

Осторожно! Всё, что путаете в показаниях, будет использовано против вас!
Guenhwyvar
Модератор
Шаман
*****

Карма: +879/-0
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1651



« Ответ #3: 17 Февраль 2012, 12:25:18 »

Две версии футарка: верхний ряд – всеобщие, или датские руны; нижний ряд – шведско-норвежские.

К началу эпохи Викингов скандинавские мастера рун разработали алфавит или «Футарк» (значение первых шести букв) из 16 символов, который довольно сильно отличался от других алфавитов, используемых германскими народами. Этот алфавит был известен как «младший футарк».

В тоже время, даже в самой Скандинавии не было никакой стандартной формы или характерной особенности, и поэтому существовали различные изменения, варьирующиеся от надписи к надписи; но в основе существовало две главных формы футарка: всеобщий датский (хотя действия и происходили за пределами Дании) и шведско-норвежский (хотя это также происходило за пределами Швеции и Норвегии).

Как можно увидеть, глядя на изображение, у этих алфавитов существуют недостатки. Например, для «b», «k» и «t» есть символы, а для «p», «g» и «d» - нет (это происходит потому, что в футарке нет различия глухих и звонких пар). Поэтому, рунный мастер должен был использовать «b» для «p», «k» для «g» и «t» для «d».

Были и другие особенности: было два символа для двух разных типов «а», но не было символов для «е» и «о». Это означает, что имя «Svein» в рунической надписи выглядит как «suin», а имя «Gormr» как «kurmR».

Всё это становится ещё более сложным, поскольку правила правописания позволяли опускать «n», если она находилась перед согласной. Поэтому имя «Thormundr» выглядит как «thurmutR».

Из этого следует, что многие рунические надписи очень сложны для прочтения и об их истинном значении могут вестись жаркие споры. Но, несмотря на трудности в чтении, рунические надписи могут дать много полезной информации.

Автопортрет рун-мастера в Bridekirk, Камбрия.
Фото David Beard
Записан

Осторожно! Всё, что путаете в показаниях, будет использовано против вас!
Guenhwyvar
Модератор
Шаман
*****

Карма: +879/-0
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1651



« Ответ #4: 17 Февраль 2012, 12:29:27 »

Время, когда новый футарк развивался – 700 год н.э – так же являлось временем значительных изменений в скандинавских языках. Эти изменения могут быть прослежены через различные объекты, имеющие рунические надписи.

Кроме того, эти надписи могут внести вклад в наши знания о скандинавской истории. Большинство документальных источников нашей эпохи было написано врагами викингов и, естественно, содержат достаточно предвзятые сообщения.

Рунические надписи могут поведать нам что-то с точки зрения викингов. Много надписей находится на рунических камнях эпохи викингов. Часто они являются мемориалами, посвященными тем, кто умер далеко от родины. Так же есть надписи, которые люди воздвигали в свою честь – «at sik kvikvan» (при жизни) или «eftir sik siálfan» (в честь самого человека) и часто отмечали дела, сделанные человеком.

Известный пример мемориального камня, который так же и прославляет человека, получившего этот камень, - большой камень в Йеллинге (Jelling), надпись на котором гласит:

:haraltr:kunukR:baþ:kaurua
kubl:þausi:aft:kurmfaþursin
aukaft:þaurui:muþur:sina:sa
haraltr:ias:saR.uan.tanmaurk
:ala:auknuruiak
auktanikarþi kristna

Король Харальд (Haraldr) приказал воздвигнуть этот памятник в память о его отце Гормре (Gormr) и матери Торви (Thorvi). Это был Харальд (Haraldr), который завоевал всю Данию и Норвегию, и сделал датчан христианами.

Раймонд Пейдж (Raymond Page) в своей книге «Руны» из серии «Чтение прошлого» Британского Музея, приводит примеры некоторых надписей, которые помогают составить карту путешествий викингов.

Fórum drengja Fríslands á vit, ok vígs fotum vér skiptum (Мы ходили в гости к молодым парням из Фрисландии, и мы те, кто разделил военные трофеи).

Эта надпись была найдена на серебряном шейном кольце, которое являлось частью небольшого клада викинга, найденного в Сенье (Senja), Тромс (Troms), Норвегия. По-видимому, строфа объясняет, откуда пришло серебро.

Камень в Улунде (Ulunda), Уппланд, повествует о человеке, который «смело путешествовал и зарабатывал деньги для своего наследника среди греков».

В Веде, Уппланд, монумент Ирендундра (Irenmundr) повествует о том, как «он купил эту усадьбу и заработал денег на востоке, в Garðar» (т.е. в русских торговых городах).
Другие надписи рассказывают о путешествиях по Балтике: например, о Свейнне (Sveinn), который «часто переплывал на своем прекрасном грузовом судне до Семигалии (Semigallen) вокруг Домеснеса (Domesnas)», или о Бьёрне (Björn), который «рубился в Вирумаа (Viromaa)», или о Бергвиде (Bergvið), который утонул в Ливонии.

Торалд (Thoraldr) умер «где-то между Белым Холмом (Vitaholm) и Гартаром (Garthar)», а неизвестный моряк (в надписи имя было утеряно) утонул под Новгородом, когда «его гружёное судно пошло ко дну: только троим удалось убежать и сохранить жизни».
Они были торговцами, но Торстейнн (Thorsteinn), один из двух братьев, описан как «лучший из людей, как дома, так и на боевой службе»; есть строфа:
Он умер в битве, на востоке, в России,
Лучший боец, лучший первопроходец.

Другие надписи рассказывают о путешествиях к Серкланду (земле темнокожих людей – арабскому халифату). Экспедиция во главе с Ингваром (Ingvarr) (в последствие известный как Ингвар Путешественник) была особенно неудачной. Почти 30 памятников свидетельствуют о тех людях, которые уехали с Ингваром и не вернулись.

Камень в Грипсхольме (Gripsholm) повествует: «Тола (Tola) поставила этот камень в память о сыне своём, Харальде (Haraldr), брате Ингвора». Эта надпись сопровождается стихом:

Как мужи пошли они в дали, искать золото,
И на востоке они накормили орла,
Умершие на юге, в Серкланде.

Другие надписи о той злополучной экспедиции содержат в себе следующие записи:

«Тиалфи (Thialfi) и Хольмлауг (Holmlaug) воздвигли все эти камни в память о Банки (Banki), сыне своём. Он был единственным владельцем судна. По парусом он плыл на восток с армадой Ингмара. Пусть Бог поможет его душе.» или «Андвитер (Andvitr), и Кити (Kiti), и Карр (Kárr), и Блести (Blesi), и Дьярфри ( Diarfr) воздвигли этот камень в память об их далёком Гюннлейфе (Gunnleifr). Он пал на востоке с Ингваром. Пусть Бог поможет его душе».

Камень в Högby, Östergotland, Швеция, напоминает нам о том, насколько опасной могла быть жизнь викинга. Надпись гласит: «Гулли (Gulli), человек из хорошей семьи, породил пятерых сыновей. Асмунд (Ásmundr), доблестный воин, пал на Фурис (Fyris); Озур (Ozurr) умер на востоке, среди греков; Хальфдан (Hálfdanr) был убит в Борнхольме (Bornholm); Кари (Kari) (? умер), мёртв так же Бьюи (Búi)».

..продолжение следует..
Записан

Осторожно! Всё, что путаете в показаниях, будет использовано против вас!
Guenhwyvar
Модератор
Шаман
*****

Карма: +879/-0
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1651



« Ответ #5: 21 Февраль 2012, 16:40:39 »

Руническое кольцо Forsa – первый письменный закон в Скандинавии.

Первоначально кольцо Forsa висело на двери приходской церкви Forsa, в провинции Hälsingland северной Швеции. Теперь оно находится в управлении округа, а копия хранится в церкви.

Кольцо сделано из железа и имеет 43 сантиметра в диаметре. Надпись содержит почти 250 рун.

Кольцо упоминается в 1599 году, а в 1700 году руническая надпись была опубликована Олафом Цельсиусом (Olof Celcius).


Руны на кольце – того же типа, как и на руническом камне Рёк (Rök) в Östergötland, который датируется 800-ым годом.

Несмотря на раннюю природу  рун, долгое время предполагалось, что надписи были сделаны в христианский период. Это было основано на прочтении надписи, сделанном Софусом Бугге (Sophus Bugge)  в 1877 году. В переводе Бугге два ключевых слова -  staf (посох первосвященника) и  lirþir (знающие или духовенство) – кажутся отличительной особенностью, указывающей на христианский контекст надписи.


Однако, в 1970-х годах Aslak Liestøl доказал, что прочтение Бугге слова «lirþir» было неправильным и что надпись следует читать как «liuþir» (человек). Это позволило удалить любой христианский контекст из надписи; Кольцо Forsa в настоящий момент датируется 9-ым веком.

Надпись на кольце Forsa имеет большое значение и, кажется, является уникальным примером раннего законотворчества.

В транслитерации надпись выглядит так:



(транслитерация на английский язык  - Stefan Brink)

Она может быть переведена как:

Один бык и две aura [в штраф] [на?] staf [или] aura staf [в штраф] для восстановления культового места (vi) в действенное состояние – в первый раз; два быка и четыре aura – во второй раз; но в третий раз – четыре вола и восемь aura; и всё имущество в банкротство, если он не поступит правильно. Это то, что люди вправе потребовать согласно закону людскому, который ранее был постановлен и утверждён.
А они сделали [кольцо, констатацию или ?], Anund  из Tåsta, и Ofeg из Hjorsta. А вырезал Vibjörn.

Это, безусловно, юридический текст, и было высказано предположение, что он касается содержания vi, места поклонений и собраний. 1

Отказ восстанавливать vi надлежащим образом приводит к штрафу: один бык и две aura (ørar) в первый раз; два быка и четыре aura во второй раз, и четыре быка и восемь aura в третий раз. Отказ оплачивать штраф приводит правонарушителя к потере собственности.

Бринк (Brink) указывает на важность фразы «suađ liuđir æigu at liuđrétti» - «то, что люди вправе потребовать согласно закону людскому», т.е. законодательству страны – в данном случае Hälsingland. Это, кажется, поддерживает утверждение Снорри Стурлусона о том, что на начальном этапе в Скандинавии в разных землях были разные законы.

Кольцо клятвы

Интересно, что свод законов, относящийся к vi, должен был быть вписан в кольцо. Есть целый ряд документальных ссылок на «священное кольцо», особенно в контексте клятвы. Например, англо-саксонская хроника говорит о том, что король Альфред заключил мир с армией викингов в Уэрхэме (Wareham):

«wiþ þone here se cyning friþ nam, him þa aþas sworon on þam halgan beage, þe hie ær nanre þeode noldon, þæt hie hrædliche of his rice foren» (Anno 876)

«Король заключил мир с армией, совершающей набеги, и они присягнули ему на священном кольце,- чего раньше они никогда не делали ни для какого народа, - что они быстро покинут его королевство».

В Поэтической Эдде есть две ссылки на клятву, данную на кольце: в «Речах Высокого» (Hávamál) говорится «Клятву Один дал на кольце» и в «Гренландской песне об Атли» (Atlakviða) есть ссылка на клятву, данную на кольце Улля.

Особенно интересно упоминание малоизвестного бога Улля  в этом контексте. В 2007 году раскопки в местечке Lilla Ullevi («Ullevi =  vi, или сакральное место Улля») позволили обнаружить важное культовое место, относящееся к Вендельскому периоду и периоду викингов. Среди находок было 65 колец-амулетов.


Kjalnessingasaga описывает важность такого кольца:

«На алтаре [в хофе] должно быть большое кольцо, сделанное из серебра, которое храмовый Годи должен носить на руке всегда во время сходок, и все люди должны давать клятву при свидетелях».

Аналогичное описание даётся в Саге о людях с Песчаного Берега (Eyrbyggja):

«В помещении была постройка вроде хора в нынешних церквях, и там посреди пола стоял жертвенник, как алтарь в церкви. Поверх него лежало незамкнутое кольцо весом в двадцать эйриров. На нем следовало приносить все клятвы. Кольцо это Годи капища должен был надевать на руку на всех сходках». (часть 4)

И в 16-ой части этой же саги Годи Арнкель  даёт клятву на кольце, что Гейррид не причастна к травмам Гуннлауга.

Это привело к следующей интерпретации рунического кольца Forsa у Бломквииста и других:
«Наиболее вероятно, что это руническое кольцо использовалось на месте тинга всей провинцией Hälsingland  в Hög, где был  курган для тинга; соблазнительно думать, что это – образец доисторического кольца для клятв». 2



1. - Ruthström, B. "Oklunda-ristingen i rättslig belysning", Arkiv för nordisk filologi 103, 1988, pp 64 – 75

2. - "Blomkvist, N., Brink, S. & Lindkvist, T., The kingdom of Sweden", in "Christianisation and the rise of Christian Monarchy: Scandinavia, Central Europe and Rus" c. 900 - 1200", Berend, N. (ed), 2007, Cambridge University Press, p. 172)
Записан

Осторожно! Всё, что путаете в показаниях, будет использовано против вас!
Джокер
Behemoth
Магистр
****

Карма: +160/-0
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1259


JHWH


« Ответ #6: 21 Февраль 2012, 21:35:23 »

прикольно    про Кольцо        --слышал раньше но   никогда подробно не   читал
Записан

закон    дуракам
и  преданным псам
не писан    от века до века
Guenhwyvar
Модератор
Шаман
*****

Карма: +879/-0
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1651



« Ответ #7: 09 Сентябрь 2013, 19:18:36 »

В продолжении темы Колец

Англосаксонские рунические кольца

Kingmoor, Карлейль. Случайно найдено в 1817 году. В настоящее время хранится в Британском Музее. Золото с чернением. Диаметр – 27 мм. 9 век (согласно Дэвиду Уилсону (David Wilson)). На кольце 30 рун: 27 на внешней стороне и 3 – на внутренней.

+ æ r k r i u f l t k r i u r i þ o n g l æ s t æ p o n | t o l



Брюс Диккинс (Bruce Dickins) отметил, что группа рун «ærkriu», вероятно, сродни группе «ærcrio» - заклинания для остановки кровотечения. Поэтому, кольца, содержащие эту группу, как правило, считаются амулетами. Надпись интерпретируется как магическая тарабарщина. Число 30 может также рассматриваться как магическое число: 10 раз по 3.

***

Wheatley Hill, Дарем. Найдено случайно в 1993 году. В настоящее время хранится в Британском Музее. Серебро позолоченное. Диаметр – 19 мм. Конец 8-ого столетия. Староанглийская руническая надпись

[h]ring ic hatt[æ]

«Я называюсь кольцом»



***

Bramham Moor, Йоркшир. Случайно найдено до 1736 года. В данный момент хранится в Датском Национальном Музее. Золото с чернением. Диаметр – 29 мм. 9 век. Руническая надпись гласит

æ r k r i u f l t || k r i u r i þ o n || g l æ s t æ p o nt o l.



Источник: ansax.com
перевод - как обычно Улыбка мой
Записан

Осторожно! Всё, что путаете в показаниях, будет использовано против вас!
Страниц: [1]   Вверх
  Отправить эту тему  |  Печать  
 
Перейти в:  

Пользовательского поиска
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC
магия | таро | астрология | руны |аура | Sitemap
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0.216 секунд. Запросов: 27.